записи журнала друзья календарь инфо My Website назад назад вперед вперед
Аттические записки - Благодатный огонь и олимпийский огонь
alexbogd
[info]alexbogd
Add to Memories
Tell a Friend
Благодатный огонь и олимпийский огонь
Считаете ли вы, что ритуал Благодатного огня в Иерусалиме и церемония зажжения олимпийского огня в Олимпии схожи? Если смотреть на них сухими глазами новостника, то эстафета олимпийского огня не так уж и отличается от эстафеты Благодатного огня.

Меня всегда поражало, как настолько схожие внешне и настолько разные по духу традиции уживаются в сегодняшней Греции без видимых трудностей. Может быть, дело во всеобщем равнодушии к религии?

Tags: ,

Comments
fslon From: [info]fslon Date: April 26th, 2008 08:46 am (UTC) (линк)
Внешне схожи. Только про олимпийский огонь никто не утверждает, что это чудо
alexbogd From: [info]alexbogd Date: April 26th, 2008 08:50 am (UTC) (линк)
Вполне четко артикулируется, что солнечные лучи посылает никто иной, как Феб. Другое дело, что всерьез это и вправду не принято воспринимать.
alexbogd From: [info]alexbogd Date: April 26th, 2008 08:50 am (UTC) (линк)
Но, кстати, если ритуал олимпийского огня продлится еще лет 150-200, его точно будут считать чудом. Такова сила традиции.
fslon From: [info]fslon Date: April 26th, 2008 09:14 am (UTC) (линк)
Это точно. Но настоящим чудом будет, если олимпийское движение сохранится еще 100 лет
vera_z From: [info]vera_z Date: April 26th, 2008 08:52 am (UTC) (линк)
нет, не схожи. даже не получается предположить бессознательный этнографический субстрат, -- какой здесь может быть?
я не знаю, как придумывалось зажжение огня от солнца для Олимп. игр, но уверена, у этого сюжета своя история. вот интересно, вообще почему огонь? вроде в Др. Греции такого не было.
огонь в Великую Сбб имеет достаточно самостоятельных, оригинальных коннотаций в христ. традиции, чтобы оградить себя от тени мысли на хотя бы типологическое сходство. религиозное сознание ориентируется на (свою)смысловую составляющую, так же как и в Олимп. играх на свою, с идеей равентсва и объединения. -- думаю, мысль о сходстве возникает у современного человека, он так привык: сходство картинок означает одно и то же.

понятно, что я против этого безумия с БО, как теперь принято его обознать)))
alexbogd From: [info]alexbogd Date: April 26th, 2008 09:10 am (UTC) (линк)
Понятно, что у огня в Великую субботу много и своих коннотаций, вот только ясны ли они современному человеку, сидящему перед телевизором?

в Древней Греции были эстафеты с факелом, а священный огонь поддерживался в храмах. На этом сходство с современной олимпийской эстафетой заканчивается.
vera_z From: [info]vera_z Date: April 26th, 2008 11:41 am (UTC) (линк)
Нет, потому что разные группы. Собственно, и разговор был поднят тогда, когда стала одинаково доступна информация о том и другом,а также люди, для которых это одно и то же -- информация.
fslon From: [info]fslon Date: April 26th, 2008 09:15 am (UTC) (линк)
Зажигать придумали немцы в 36 году. Они любили такие эффекты
alexbogd From: [info]alexbogd Date: April 26th, 2008 09:20 am (UTC) (линк)
Это я знаю. Я говорю о похожести, которая возникла потом.
fslon From: [info]fslon Date: April 26th, 2008 09:34 am (UTC) (линк)
Это я для vera_z, она спрашивала
vera_z From: [info]vera_z Date: April 26th, 2008 11:41 am (UTC) (линк)
О, вот я и подумала, что немцам такое больше к лицу, чем людям в 1896 г.. Тогда все становится на места.
pe3yc From: [info]pe3yc Date: April 26th, 2008 09:08 am (UTC) (линк)
Христианские ритуалы вообще имеют много общего с языческими, как ни странно.
alexbogd From: [info]alexbogd Date: April 26th, 2008 09:21 am (UTC) (линк)
Смотря какие.
lafinur From: [info]lafinur Date: April 26th, 2008 09:11 am (UTC) (линк)
Зажигание свечей - древний иудейский ритуал. "Свете тихий" одна из наших древнейших молитв. Это можно и из Египта еще вывести, и вообще мы многое со светом - солнцем соотносим.

Божественный огонь, имхо, лучше бы называть святым или священным. Думаю, это была такая самооборона перед мусульманами в свое время, по принципу - куда вы против чуда. А потом уже сложно было сказать, что огонь зажигается. Такие локальные моменты просто. Сейчас же со всем этим пиаром чего угодно уже любой шаг назад - как измена родине, хотя чушь, конечно же.
alexbogd From: [info]alexbogd Date: April 26th, 2008 09:22 am (UTC) (линк)
Сейчас это сложнее сказать, чем когда-либо. Странно для нашего атеистического века.

Впрочем, у меня нет мнения относительно того, чудо это или нет. И думаю, эту проблему мы как раз можем оставить за скобками обсуждения.
lafinur From: [info]lafinur Date: April 26th, 2008 09:25 am (UTC) (линк)
У меня тоже (пока) нет мнения. Оч. хочется там когда-нибудь побывать. Я видела в фильме, что разряды там бывают и в обычные дни. Т.е. есть шансы их или увидеть, или "поймать" камерой (более чувствительной, чем глаз).
alexbogd From: [info]alexbogd Date: April 26th, 2008 09:26 am (UTC) (линк)
проверить чудо цифрой :)
lafinur From: [info]lafinur Date: April 26th, 2008 09:30 am (UTC) (линк)

вначале был логос :)

В контексте вот этого рассуждения http://lafinur.livejournal.com/690783.html все - цифра, и все - предсуществует :) так что не "проверить", а "открыть" эту цифру :)))
eirenes From: [info]eirenes Date: April 26th, 2008 01:21 pm (UTC) (линк)
Мне кажется, в этом году как-то так совпало: безумие вокруг Благодатного огня и какие-то проблемы с олимпийским.
Я, честно говоря, не очень в курсе, что там было с олимпийским, с Благодатным больше знаю. Но даже мне эта аналогия пришла в голову.

Вообще говоря, не очень они схожи. Сравнивать некорректно, так скажем.
pascendi From: [info]pascendi Date: April 26th, 2008 02:09 pm (UTC) (линк)
http://portal-credo.ru/site/?act=news&id=62177&topic=575

Всегда что-то в этом роде подозревал.

Сейчас Кураев довольно цинично подтвердил...
demch From: [info]demch Date: April 26th, 2008 03:09 pm (UTC) (линк)
Леш, но с благодатным огнем, как я понимаю, эстафета не бежит по разным странам?...
Хотя мне рассказывали чудесную историю про то, как члены делегации нашей православной церкви везут, кроме общего, свой личный благодатный огонек под полой, индивидуально, так сказать, отщипнутый от общего... Источник не мог мне объяснить, как они с этим огнем проходят контроль в аэропорту Израиля, который славится своими строгостями во всем мире, но бился до последнего за факт того, что везут.
alexbogd From: [info]alexbogd Date: April 26th, 2008 03:44 pm (UTC) (линк)
его развозят по разным странам, а оттуда по приходам.
в этом сходства нет, но в спецрейсах, почетных караулах, лампадах - все похоже как две капли воды :)
ampelios From: [info]ampelios Date: April 28th, 2008 07:00 am (UTC) (линк)
Я давно предлагаю в Сочи их соединить
orthomama From: [info]orthomama Date: May 15th, 2008 02:23 pm (UTC) (линк)
Алексей, а какое твое мнение на тему Благодатный Огонь - патриарх Феофил - о. Андрей Кураев? На своем сайте о. Андрей написал, что мнение о Благодатном Огне как о литургической иконе, а не чуде он неоднократно слышал от греческих иерархов (http://kuraev.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=166&Itemid=1). Какие мнения самих греков и греческих иерархов тебе приходилось слышать?
alexbogd From: [info]alexbogd Date: May 15th, 2008 06:08 pm (UTC) (линк)
Российские паломники вели себя с патриархом крайне вызывающе и получили вполне адекватный ответ. Обижаться с их стороны неправомерно.

Что касается самого схождения огня, то греки, в особенности патриарх, никогда не употребляют в его отношении слово "чудо", а лишь "ритуал". Та напористая манера, в которой российские богословы объявляют сомневающихся в чуде маловерами, не находит подтверждения в поведении тех, кто непосредственно контролирует весь процесс.

Что касается меня, то у меня нет мнения, чудо это или нет. И я думаю, что опасно давать этому вопросу влиять на веру людей, поскольку он к ней, на самом деле, не имеет отношения.
orthomama From: [info]orthomama Date: May 15th, 2008 08:00 pm (UTC) (линк)
Какие российские паломники (о. Андрей Кураев ездил с группой журналистов) и как они себя вели?
alexbogd From: [info]alexbogd Date: May 15th, 2008 08:09 pm (UTC) (линк)
журналистов или паломников - в данном случае это совершенно не важно.

В числе целого ряда бестактностей, которые они, кстати, сами со смаком описывают, эти журналисты стали спрашивать у греков, почему это они контролируют иерархию патриархата, в котором подавляющее большинство прихожан составляют арабы. Этот вопрос хамский и невежественный, мягко говоря, и ожидать в ответ можно было только самой резкой реакции.
orthomama From: [info]orthomama Date: May 15th, 2008 08:56 pm (UTC) (линк)
Вот что мне хотелось бы у тебя спросить. Расскажи, пожалуйста, как ты ходишь в греческую церковь? Как тебе удается молиться? Был ли какой-то период адаптации после русского богослужения? Понимаешь ли ты то, что поют греки?
alexbogd From: [info]alexbogd Date: May 15th, 2008 09:07 pm (UTC) (линк)
я нечасто бываю в греческой церкви. я понимаю, что они поют, потому что знаю древнегреческий язык. про молитву отвечать не стану, это все же интимный вопрос.

Edited at 2008-05-15 09:07 pm (UTC)
From: [info]vm_lj Date: May 16th, 2008 02:46 pm (UTC) (линк)
А как вообще в Греции верующие относятся к древним языческим "сокровищам" для туристов?
alexbogd From: [info]alexbogd Date: May 19th, 2008 09:52 am (UTC) (линк)
нормально относятся, а как же иначе?
31 comments or Leave a comment
profile
alexbogd
User: [info]alexbogd
Name: alexbogd
Website: My Website
календарь
Back July 2009
1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
tags